История строительства военных крепостей

История строительства военных крепостей

Крепость – это пункт государства, важный в стратегическом, политическом или экономическом отношении, подготовленный к упорной обороне средствами долговременной фортификации. Крепости делятся на сухопутные и береговые (морские). Являясь важным средством в подготовке государства к обороне, крепость изменяла свои формы в связи с развитием социальной структуры государств, их экономики и с развитием средств военной техники.

На первой стадии своего развития крепость состояла из сомкнутой ограды, прикрывавшей населенные пункты (городские республики, замки феодалов и тому подобные). Крепости представляли собой опорные пункты в общей системе пограничных укреплений. Материалом для устройства укреплений служили земля, дерево и камень. Примером древней крепости может служить Карфаген.

В России такие укрепленные пункты до 17 века назывались «городами» и «острогами»; термин «крепость» появился в официальных актах с 17 века. Первоначально крепостная ограда устраивалась в виде земляного вала со рвом впереди и тыном поверху или в виде деревянных срубов, заполненных землей. Затем для укреплений стали использовать камень и кирпич. Для обороны стены устраивались башни.

С появлением артиллерии (14 век) каменные стены крепостной ограды легко поддавались разрушению, поэтому заменялись земляным валом со рвом. Для стороны подступов и рвов крепостной ограде дается ломаное начертание или она образует бастионы. С целью увеличения сопротивления впереди рва устраиваются земляные укрепления (равелины, горнверки, кронверки).

Крепость в виде сомкнутой ограды имела крайне ограниченные размеры и не могла служить в таком виде опорой для маневрирования крупных армий начала 19 века. В связи с этим появилось предложение французского генерала Ронья устраивать крепостной обвод в виде прерывчатой линии укреплений, удаленных от центральной ограды до 1 км. Впервые такая линия фортов появилась в Кёльне (1816 год).